Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся

как основа воспитательной работы в МАОУ СОШ № 46 с УИОП

Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании». Ст. 9, п. 6, устанавливает, следующее: «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие учащихся является первостепенной задачей современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения ими системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации.

Задачи воспитания тесно связаны с процессом духовно-нравственного развития личности и осуществляются в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Уважение к прошлому ради будущего – выбор духовно-нравственного поколения.

Воспитание – это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и творческой работе; целенаправленное систематическое воздействие на развитие человека с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в системе общественных отношений.

Цель воспитания в МАОУ СОШ № 46 с УИОП – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:

в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);

в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть
в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Приоритетные задачи школы в воспитании:

  • Оказание помощи ребенку в его мировоззренческом гражданском самоопределении
  • Необходимость вооружить растущего человека средствами самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения личности;
  • Постановка ребенка в ситуацию нравственного выбора, усвоения им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах.

Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок.

Система нравственного воспитания включает в себя:

•  понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения учащихся с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

•  правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

•  включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.

Основные источники нравственного опыта

-  учебная деятельность ( воспитательная деятельность, реализуемая как через специальные курсы и дисциплины, такие как «Основы религиозных культур и светской этики», «Культура народов России», так и через интегрирование содержания предметной области

- разнообразная внеклассная работа.  Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят при подготовке и проведении культурно-творческих дел, факультативы, научно-практические конференции старшеклассников, защита самостоятельных докладов на уроках, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, экскурсии, посещение музеев и выставочных залов города, различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.

Отдельным направлением гражданско-патриотического воспитания в МАОУ СОШ № 46 с УИОП является развитие кадетского движения.

В основе движения - единая система подготовки, воспитания, закрепления и развития принципа беззаветного служения Отечеству на основе православных ценностей и русских воинских традиций.

С целью реализации  данного приоритетного направления воспитания подрастающего поколения в МАОУ СОШ № 46 с УИОП  в 2018 году разработана и утверждена образовательная программа " Кадетский класс правовой направленности".

Программа реализуется в 5"К", 6 «К» и 7 «К» классах классе на основании Положения о кадетском классе.

В целях целостности, системности, возрастной сообразности и преемственности процесс духовно-нравственного развития и воспитания учащихся МАОУ СОШ реализуется в рамках основных образовательных программ начального основного общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, в каждой из которых отдельными разделами выделены программы воспитания в соответствии с возрастными психологическими особенностями личностного развития обучающихся.

В центре каждой программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

Нормативно-правовая база:

· Примерная программа воспитания (Одобрена решением от 02.06.2020. Протокол № 2/20)

·                    Указ президента Российской Федерации от 7.05.2018 г. "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"

· Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков 

· Концепция духовно-нравственного просвещения населения Калининградской области (ПРОЕКТ)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ОРКСЭ» (основы религиозных культур и светской этики) И «ОДНКНР» (основы духовно-нравственной культуры народов России) В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

·           Поручение Президента РФ Д.А. Медведева от 02.08.2009 г. № ПР-2009 председателю правительства РФ В.В. Путину.

·           Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в

действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

·           Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

·           Письмо Минобрнауки России от 08.07.2011 г. № МД-942/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ».

·           Распоряжение Департамента образования города Москвы от 07.11.2011 г. № 919р «О взаимодействии Департамента образования города Москвы и Московской епархии Русской Православной Церкви».

·           Распоряжение Правительства РФ № 84-р от 28.01.2012 г. «План мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для образовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

·           Распоряжение Департамента образования города Москвы от 20.03.2012 г. № 74р «О мероприятиях по введению комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в городе Москве».

·           Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Департаментом образования города Москвы от 24.04.2012 г.

·           Письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 г. № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ».

·           Приказ Минобрнауки РФ России от 18.12.2012 г № 1060 «О внесении изменений в ФГОС НОО № 373 в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

·           Статья 87 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

·           Письмо Минобрнауки России от 31.03.2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ».

·           Письмо Минобрнауки России от 07.05.2015 г. № НТ-530/08 «О примерных основных

образовательных программах» (http://fgosreestr.ru; примерная основная образовательная программа начального общего образования; предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»: п. 1.2.6. /планируемые результаты/, п. 2.2.2.6. /основное содержание/, п. 3.1. /примерный учебный план/).

·           Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

·           Письмо Департамента образования города Москвы от 09.06.2016 г. № 01-50/02-1879/16 о рекомендациях по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования.

·           Письмо Минобрнауки России от 01.09.2016 г. № 08-1803 о рекомендациях по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования.