уровни образования |
нормативные сроки обучения |
начальное общее образование |
4 года |
основное общее образование |
5 лет |
среднее общее образование |
2 года |
Организация обучения родному языку в школе
Выбор языка – право родителей (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Чтобы воспользоваться этим правом, они должны подать письменное заявление на имя директора (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). В качестве родного можно выбрать любой язык из числа народов России: как национальный язык республики, так и русский. При этом нельзя преподавать второй язык республики в ущерб русскому (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Овладение средствами родной речи является базовым коммуникативным навыком, формирование которого является одной из стратегических задач российской образовательной системы. В школе предмет «Родной язык» представлен на всех этапах обучения, а перед ответственными педагогами ставятся следующие предметные задачи: овладение первичными представлениями об орфоэпических, лексических, грамматических языковых нормах, культуре общения; становление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, являющейся основным показателем общей культуры и олицетворением гражданской позиции; формирование у обучающихся базовых представлений о языке как основе национального самосознания, о многообразии и единстве языкового пространства России; привитие умения ориентироваться в целях и условиях общения, выбирать языковые средства с учетом коммуникативной ситуации; овладение широким спектром учебных действий с языковыми единицами, необходимыми для использования множественных практических и познавательных задач.
С 2020/2021 учебного года в соответствии с разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации в Учебные планы всех уровней основного общего образования МАОУ СОШ № 46 с УИОП в рамках выделенных предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» введены к реализации учебные курсы «Литературное чтение на русском родном языке» (нач.школа) «Русский родной язык», «Русская родная литература», как самостоятельные и обязательные для изучения. Рабочие программы по «Русскому родному языку» разработаны на основе утвержденной примерной рабочей программы по учебному предмету «Русский родной язык» для начального основного образования, примерной рабочей программы по учебному предмету «Русский родной язык» для уровня основного общего образования .
Нормативные основы введения предметов «Литературное чтение на русском родном языке» , «Русский родной язык», «Русская родная литература» в учебные планы школы:
· В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 (закреплено право родителей на свободный выбор родного языка для изучения ребенка (ч. 6 ст. 14, п. 1 ч. 3 ст. 44), не предусматривающее отказ от необходимости овладения обязательным предметным минимумом. Это может быть как русский, так и язык из числа народов России, если изучение последнего не организуется в ущерб овладению государственному (ч. 3 ст. 14 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).
· Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации»
· Федеральные государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования
Особенности предметного содержания курсов, реализуемых в рамках предметной области «Родной язык и родная литература»
Родной язык и литературное чтение на родном языке (уровень НОО)
Родной язык:
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Литературное чтение на родном языке:
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Предметные результаты изучения предметной области «Родной язык и родная литература» (уровень ООО)
Родной язык:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизация научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Родная литература:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.
Частью 2 статьи 63 Федерального закона установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их.
- Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Основными формами организации учебной работы в школе являются:уроки различных типов, экскурсии, занятия в учебных мастерских по труду и формы производственного и трудового обучения, факультативы, индивидуальные образовательные маршруты, домашняя учебная работа учащихся, формы внеклассной учебной работы учащихся (научные общества, предметные кружки, олимпиады, конкурсы).
- Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования.
В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося.
При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона).
В соответствии с Уставом обучение в Учреждении организуется, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с учащимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме, с применением электронного обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Учебный процесс с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий должен обеспечивать в первую очередь удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий применяется:
- для детей с ограниченными возможностями здоровья, для детей с социальной дезадаптацией ;
- для организации занятий с одаренными детьми, нуждающимися в индивидуальном темпе учебной деятельности и готовыми к усвоению значительных объемов новой информации;
- для организации занятий с часто и долго болеющими детьми и т.д.
Дистанционное обучение школьников имеет ряд отличительных характеристик:
- Годовой календарный учебный график на 2022 – 2023 учебный год