Гипотеза исследования:
Качество обучения учащихся повысится в случае оптимизации использования инструментария дифференцированного обучения.
Активные этапы исследования:
•Диагностический
• Прогностический этап (план-программа эксперимента)
•Организационно-подготовительный этап
1. Анкетирование педагогов
2. Анкетирование учащихся
3. Соотнесение результатов анкетирования
4. Практическая часть:
1) Открытые уроки с использованием дифференцированного подхода в обучении
2) Рефлексия педагогической деятельности по заданной проблеме с опорой на конспект-карту урока, проблемноориентированный анализ уроков
5. Диагностика проблемных зон формирования указанной пед. компетенции
6. Проектирование маршрутов методического совершенствования
1 блок включает в себя вопросы, позволяющие оценить собственный уровень теоретических знаний по проблеме использования дифференцированного подхода в обучении:
1.Понимаете ли вы задачи индивидуального и дифференцированного обучения?
2.Знаете ли методику разноуровнего обучения?
3.Знаете ли методы и приемы внутриклассной дифференциации?
4.Знаете ли методику индивидуализации учебного процесса?
«Да, постоянно»,«В основном да, часто», «В основном нет, редко», «Нет»
Результаты анкетирования показывают, что учителя в подавляющем большинстве оценивают свой уровень методической подготовки по дифференциации как высокий или достаточный.
2 блок включает в себя вопросы, позволяющие оценить собственные умения подготовиться к уроку с учетом дифференцированного подхода в обучении:
5.Умеете ли Вы определить необходимость дифференцированной работы или индивидуализации заданий, учитывая тип урока, его цели и содержание?
6.Умеете ли вы определять критерии , в соответствии с которыми создаются группы учащихся для дифференцированной работы?
7.Умеете ли вы отбирать материал и разрабатывать дифференцир
ованные задания для выделенных групп учащихся?
Результаты анкет опять же показали, что педагоги не испытывают методических затруднений на этапе подготовки к уроку.
3 блок включает в себя вопросы, позволяющие оценить собственный уровень умений организовать деятельность учащихся с учетом внутриклассной дифференциации:
8.Умеете ли Вы применять дифференцированный подход при объяснении теоретического материала?
9.Умеете ли Вы применять дифференцированный подход при организации самостоятельной работы учащихся?
10.Умеете ли Вы применять дифференцированный подход при контроле знаний учащихся?
11.Умеете ли Вы применять дифференцированный подход при организации домашней работы уч-ся?
Результаты анкет показали уже меньшее количество категорически утвердительных ответов, но при этом все равно подавляющее количество положительных ответов предполагает использование дифференцированного подхода при организации учебного процесса в системе работы педагогов.
4 блок включает в себя вопросы, позволяющие оценить осознанность необходимости использования дифференцированного подхода в обучении и готовность к обобщению собственного педагогического опыта на уроке:
12.Считаете ли Вы, что обязательно дифференцировать все этапы урока?
13.Используете ли Вы в своей работе дифференцированный и индивидуальный подход?
16.Способствуют ли они повышению уровня учебной мотивации, качества знаний?
17.Считаете ли Вы, что вам необходимо повысить свой уровень знаний по теме «Дифференцированное и индивидуализированное обучение», выбрав в рамках нее тему по самообразованию?
18.Вы готовы поделиться опытом в использовании индивидуального и дифференцированного подхода в обучении?
19.Вы «за» или «против» индивидуального и дифференцированного подхода в обучении?
По результатам анкетирования подавляющее большинство педагогов в системе используют дифференцированный подход в своей работе, т.к. считают что его использование способствует повышению уровня качества знаний учащихся, однако подавляющее большинство педагогов считает не обязательным дифференцировать все этапы урока, хотя педагогическая методика настаивает на этом.
Сравнительно большое количество педагогов категорически против обобщения своего педагогического опыта по данной проблеме, что позволяет сделать следующий вывод: несмотря на то, что педагоги отмечают достаточно высокий уровень своей педагогической компетенции по вопросу использования дифференцированного подхода в обучении, фактически они не испытывают уверенности в использовании технологии и инструментария дифференцированного обучения